Выбраковка траверс, захватов и строп.
Эксплуатация, порядок осмотра, нормы браковки, актуальные вопросы.

Износ пластины подвески импортного однорогого захвата для рулонов металла в зоне сопряжения с крюком крана.

Работа захвата, спроектированного для крюка крана по DIN, на крюке российского крана по ГОСТ

Износ пластины подвески импортного однорогого захвата для рулонов металла в зоне сопряжения с крюком крана

Перемещаемый груз - рулоны стали

Износ пластины подвески импортного однорогого захвата для рулонов металла в зоне сопряжения с крюком крана

Износ пластины подвески импортного однорогого захвата для рулонов металла в зоне сопряжения с крюком российского крана по ГОСТ

Износ пластины подвески импортного однорогого захвата для рулонов металла в зоне сопряжения с крюком российского крана по ГОСТ

Наиболее часто встречаемый дефект, возникающий при эксплуатации СГП при условии, что оно правильно спроектировано (с достаточными запасами прочности), правильно изготовлено (с применением необходимых материалов и выполнением качественных сварочных швов) и правильно эксплуатировалось (без нарушения схем строповки груза и без превышения допустимой массы перемещаемого груза) это естественный износ пластины подвески СГП в месте сопряжения с крюком крана.


В данном примере этот естественный износ происходил в ускоренном темпе по причине несоответствия геометрии пластины подвески СГЗП, спроектированной для работы с крюком импортного крана по DIN, геометрии крюка российского крюка крана по ГОСТ:
1. радиус скругления пластины подвески слишком большой, он не соответствует геометрии поверхности крюка крана, что приводит к интенсивному износу за счет смятия поверхности из-за малой площади контакта.
2. толщина пластины подвески слишком большая, ее кромки заминаются скругленной поверхность крюка крана. Вывод: если планируется применение импортных СГЗП на российских кранах, требуется проведение дополнительных мероприятий по оценке их совместимости и подбору в случае необходимости дополнительных грузозахватных элементов для адаптации импортных СГЗП.

Деформация металлоконструкции траверсы и коррозия в результате разрушения лако-красочного покрытия.

Длительная работа траверсы в условиях агрессивной внешней среды и без должной аккуратности технического персонала.

Деформация металлоконструкции траверсы и коррозия в результате разрушения лако-красочного покрытия

Еще один часто встречаемый дефект - это коррозия в результате разрушения лако-красочного покрытия.


В данном примере этот естественный процесс зашел так далеко из-за отсутствия в процессе эксплуатации мероприятий по восстановлению поврежденного лако - красочного покрытия элементов траверсы, а деформация распорной балки произошла по вине водителя погрузчика, проезжавшего мимо и въехавшего в лежащую на земле траверсу.

Деформация металлоконструкции клещевого захвата из-за нарушения схемы строповки груза и коррозия.

Выход из строя клещевого захвата из-за нарушения техническим персоналом требований по применению только согласованных с производителем схем строповки груза.

Деформация металлоконструкции клещевого захвата из-за нарушения схемы строповки груза и коррозия

Еще один часто встречаемый дефект - это результат самонадеянности технического персонала заказчика, нарушающего требования по применению только согласованных с производителем СГЗП схем строповки груза.


В данном примере клещевой захват для плит перекрытия в нарушении требований, содержащихся в паспорте на изделие, применили для подъема коротких плит, что привело к деформации захватной кромки СГП и выходу его из строя.

Деформация металлоконструкции траверсы в результате превышения ее допустимой грузоподъемности.

Результат подъема груза, масса которого значительно превышала допустимую грузоподъемность траверсы.

Результат подъема груза, масса которого значительно превышала допустимую грузоподъемность траверсы

Еще один часто встречаемый дефект - это деформация металлоконструкции траверсы в результате превышения ее допустимой грузоподъемности.


В данном примере траверса выведена из строя при попытке подъема груза, масса которого значительно превышала допустимую грузоподъемность.

Подтверждение соответствия СГП требованиям ТР ТС 010/2011

Требования к изготовлению и эксплуатации СГП, к которым относятся грузоподъемные траверсы и захваты регламентируются двумя основными нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации:

1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятый решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823,

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г.


Часто возникает вопрос:
разрешена ли эксплуатация СГП (в том числе иностранного производства) без паспортов и сертификатов с точки зрения действующего законодательства? Если эксплуатация СГП запрещена, какие мероприятия необходимо выполнить, чтобы узаконить их применение?

Ответ:
Требования ТР ТС 010/2011 распространяются в том числе на подъемно-транспортное оборудование, грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций (далее — подъемные сооружения).

В соответствии с требованиями статьи 7 ТР ТС 010/2011 подъемные сооружения, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (Российская Федерация входит в состав Таможенного союза), подлежат оценке соответствия требованиям ТР ТС 010/2011. Подтверждение соответствия выпускаемых в обращение подъемных сооружений осуществляют в оответствии со статьей 8 ТР ТС 010/2011.
Согласно второму абзацу статьи 3 ТР ТС 010/2011 машины и оборудование, изготовленные иностранными производителями, в том числе и подъемные сооружения, соответствие которых требованиям ТР ТС 010/2011 не подтверждено, не допускают к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Источник: ТР ТС 010/2011

Эксплуатацию СГП должны осуществлять в соответствии с требованиями, изложенными в руководствах (инструкциях) по эксплуатации СГП, и требованиями раздела «Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары» ФНП по ПС. Пунктами 226, 233, 234, 235, 236 определены случаи и порядок статических испытаний СГП, а п. 228 — периодичность и порядок проведения осмотров СГП.

Источник: ФНП по ПС

Вопросы эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений (СГП или СГЗП) траверсы, захваты, стропы и тары на подъемных сооружениях.

Вопрос:
Требуется ли наличие декларации соответствия требованиям ТР ТС «О безопасности машин и оборудования» производственной таре, перемещаемой грузоподъемными кранами на опасном производственном объекте?

Ответ:
В федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533), введен термин «подъемные сооружения» (далее – ПС), при этом согласно подпункту «к» пункта 148 ФНП по ПС:

«Не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, следующие ПС:… к) рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;…».
Согласно пункту 144 ФНП по ПС:
«До пуска в работу ПС на ОПО рассматривается следующий комплект документов:…
б) паспорт ПС (в случае его утраты – дубликат);
в) сертификаты (декларации) соответствия;
г) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС (в случае утраты – дубликат);
е) заключение экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата соответствия,…».
Согласно пункту 5 ФНП по ПС:
«Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 – 275 настоящих ФНП, в соответствии с требованиями этих пунктов».
Пунктом 264 ФНП по ПС определено, что экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, действует и имеет сокращенное обозначение ТР ТС 010/2011. Приложение № 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" содержит «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия».

Пунктом 5 «Перечня» обозначены «Приспособления для грузоподъемных операций», в числе которых применяется производственная тара, перемещаемая грузоподъемными кранами на опасном производственном объекте и предназначенная для складирования, транспортирования и хранения грузов.

Источник: Ростехнадзор


Вопрос:
Какие разрешительные документы необходимы для проведения испытаний нагрузкой грузоподъемных, грузозахватных приспособлений?

Ответ:
В соответствии с пунктом 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533 (далее - ФНП ПС), съемные грузозахватные приспособления относятся к оборудованию, используемому совместно с подъемными сооружениями.

Исходя из норм статьи 7 (приложение № 3) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента.
Необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя, в соответствии с пунктом 233 ФНП ПС.
Согласно пункту 195, пункту 199 ФНП ПС, стальные канаты и цепи, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по длине, марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте подъемного сооружения и иметь сертификат предприятия – изготовителя.
В силу пункта 219 ФНП ПС, требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции, должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений, совместно с которым они используются по назначению.

Источник: Ростехнадзор


Вопрос:
В п. 222 ФНП по ПС сказано, что грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы) не должны находиться в местах производства работ. В эксплуатационной документации (паспорт по форме приложения 4 РД-10-33-93) изготовитель не приводит сроки безопасной эксплуатации. В п. 8.2.9. ГОСТ 33715-2015 «Съемные грузозахватные приспособления и тара» указано, что при отсутствии в эксплуатационных документах необходимых сведений, за назначенные, для СГП принимают сроки службы, приведенные в таблице 3, для тары - в таблице 4. Но упомянутый ГОСТ носит рекомендательный характер и необязателен к применению. Прошу разъяснить будет ли являться нарушением, если срок безопасной эксплуатации не отслеживается, проводятся только осмотры?

Ответ:

В каждом паспорте стропа указывается гарантийный срок эксплуатации(3 месяца). Согласно п.223 и п.228 ФНП №533 стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации. Для стальных канатов стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 4 к ФНП №533, а для цепей стропов следует использовать браковочные признаки, приведенные в приложении № 7 к ФНП №533.
Браковочные признаки текстильных стропов также приведены в приложении № 7 к ФНП №533. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы, при этом результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
Таким образом, рекомендованный срок безопасной эксплуатации стропа не является обязательным и необходим для планирования замены эксплуатируемых стропов.

Источник: Ростехнадзор


Вопрос:
В п. 233 ФНП по ПС говорится, что необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя. В ГОСТ 33715-2015 «Съемные грузозахватные приспособления и тара» также говорится о необходимости испытания строп, но упомянутый ГОСТ носит рекомендательный характер. Прошу разъяснить следует ли из того, что изготовитель в эксплуатационной документации (паспорт по форме приложения 4 РД-10-33-93) не определил необходимость испытания строп необязательность их испытания?

Ответ:

В каждом паспорте стропа указывается на проведение испытания стропа с указанием даты проведения испытания и результатов испытания (годен, не годен), необходимость, условия и способы проведения испытаний грузозахватных приспособлений в период эксплуатации определяются с учетом требований эксплуатационной документации изготовителя и приложения №7 «Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе» ФНП № 533. По браковке стропов при визуальном осмотре, определяется годность стропа к эксплуатации и не требуется проведение испытаний строп, т.к. изготовитель гарантирует соответствие стропа заявленным характеристикам при изготовлении. Согласно п.п.225,226 ФНП №533 проведение проверки грузоподъемности стропа проводится только после проведения ремонта с целью проверки качества выполненного ремонта с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления.

Источник: Ростехнадзор


Вопрос:
В п. 228 ФНП по ПС говорится, что в процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений (СГЗП) и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов согласно требованиям подпункта "ж" пункта 23 настоящих ФНП) должна периодически производить их осмотр. Т.е. специалистом ответственным за осмотр может быть назначен и ответственный за безопасное производство работ и ответственный за работоспособное состояние.
В то же время согласно п. 140 решение о вводе в эксплуатацию СГЗП и тары записывается в специальный журнал учета и осмотра специалистом, ответственным за безопасное производство работ.
Специфика работы Организации такова, что СГЗП хранятся совместно с ПС в гараже и периодический осмотр гораздо удобнее вести ответственному за работоспособное состояние ПС. Прошу разъяснить, возможно ли такая организация эксплуатация СГЗП при которой назначаются два ответственных: ответственный за безопасное производство работ делает запись в журнале о вводе в эксплуатацию СГЗП (п.140), а ответственный за работоспособное состояние проводит периодический осмотр СГЗП (п.228).


Ответ:

Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Источник: Ростехнадзор


Вопрос:
Ростехнадзором были разъяснены вопросы назначения работника, проводящего осмотры СГП следующим образом:
Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС. В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Из вышеприведенного разъяснения получается, что возложение обязанностей по осмотру СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии возможно только в организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе). Но в п. 228 сказано, что специалистов для осмотра СГП назначают согласно требованиям подпункта "ж" пункта 23 настоящих ФНП, где перечислены и ответственный за безопасное производство работ и ответственный за работоспособное состояние.
Прошу более подробно разъяснить почему ответственный за работоспособное состояние не может быть назначен специалистом для осмотра СГП?


Ответ:

Согласно п.23 «ж» Организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:
специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
В организациях, где СГП закреплены за определёнными самоходными ПС и производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается возложить обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ в части осмотра СГП на специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, при этом сведения об учете и осмотре СГП, закреплённых за ПС, можно дополнительно отражать в вахтенном журнале ПС.
ФНП 533 не запрещает назначение ответственного за работоспособное состояние специалистом для осмотра СГП.

Источник: Ростехнадзор


Вопрос:
В пункте 228 правил безопасности ОПО, на которых используются подъёмные сооружения, существует понятие редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений. Каким образом организации определить, что съёмное грузозахватное приспособление редко используемое?

Ответ:

В соответствии с п. 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, (далее – ФНП по ПС) в процессе эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов, согласно требованиям подпункта «ж» пункта 23 настоящих ФНП) должна периодически производить их осмотр не реже чем:

траверс, клещей, захватов и тары – каждый месяц;
стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений – перед началом работ.


Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядитель- ным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные при- способления должны изыматься из работы.

229. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Из изложенного следует, что если траверсы, клещи, захваты и тара используются реже чем 1 раз в месяц или стропы используются реже чем 1 раз в 10 дней, то их следует относить к редко используемым и производить их осмотр согласно п. 228 ФНП по ПС перед началом работы.

Отнесение съёмных грузозахватных приспособлений и тары к категории редко используемых оформляется распорядительным документом эксплуатирующей организации.

Источник: Ростехнадзор


Сводка норм выбраковки траверс, захватов и тары согласно требованиям нормативных документов, признаки дефектации, нормы браковки.

1. Допуски на предельные величины остаточных деформаций, механических повреждений и износ узлов и элементов грузозахватных приспособлений, металлической тары и грузовых контейнеров.

Наименование узла, элемента Описание повреждения или дефекта, эскиз Предельное отклонение
1. Линейные металлоконструкции (сборочные единицы - балки траверс, тяги грейферов и т.п.) Изогнутость коробчатых и двутавровых балок Изогнутость коробчатых и двутавровых балок f / L = 0,0025 при L <= 2000 мм;
f / L = 0,0020 при L > 2000 мм
Скручивание коробчатых и двутавровых балок Скручивание коробчатых и двутавровых балок f / H = 0,02 при L <= 2000 мм;
f / H = 0,01 при L > 2000 мм
2. Плоскостные и объемные металлоконструкции траверс и спредеров Скручивание плоскости подвеса траверс и спредеров Скручивание плоскости подвеса траверс и спредеров С >= B / 1000
3. Все узлы Трещины и разрывы в основных швах и в основном металле Не допускаются
Уменьшение толщины t элемента вследствие коррозийного или механического износа на величину ^t ^t / t >= 0,1
4. Проушины, серьги Выработка отверстий Выработка отверстий ^d = 4 мм при d <= 50 мм;
^d = 5 мм при 50 < d <= 100 мм;
^d = 6 мм при d > 100 мм;
при этом для всех d предельная выработка в направлении h: не более 10% площади поперечного сечения в месте наибольшего износа
5. Решетчатые конструкции (стержни, пояса из фасонного проката) Скручивание стержневых элементов Скручивание стержневых элементов f / B = 0,05
Отклонение от прямолинейности стержней решетчатых конструкций (ферм) f / L = 0,15
где L - длина стержня
6. Листовые и трубчатые конструкции (элементы балок траверс и т.п.) Выпуклость поясов и стенок сварных балокВыпуклость поясов и стенок сварных балок У коробчатых f / a >= 0,01
Местные вмятины на поясах, стенках, трубах и на других аналогичных элементах: глубиной t1 и n1 с размерами 0,25 B < S < 0,75 BМестные вмятины на поясах, стенках, трубах и на других аналогичных элементах n1 >= 2t;
для сжатого пояса: t1 >= 2t (в т.ч. для труб);
для растянутого пояса: t1 >= 5t
7. Толстолистовые элементы сборочных единиц (проушины); отдельные элементы, не подлежащие сварке (серьги, планки) Изгиб, прогиб, скручивание Изгиб, прогиб, скручивание f >= 0,3 t (t - толщина элемента), при этом в шарнирных и болтовых соединениях величина f должна обеспечивать проектное положение оси (пальца, болта)
8. Рабочие поверхности захватов, имеющие насечки (рифление) Рабочие поверхности захватов, имеющие насечки (рифление) B + ^B >= 1,5 B (B - проектная ширина вершины насечки)

2. Браковка металлических соединительных элементов СГП в виде разъемных и неразъемных звеньев и скоб, карабинов, серег и захватов (за исключением крюков) производится при:

  • наличии трещин и надрывов на поверхности;
  • износе поверхности элементов, местных вмятинах или забоинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
  • наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента и/или уменьшения его сечения более чем на 3%;
  • отклонения угла загиба вилочного захвата от номинального (90 градусов) в сторону увеличения более 3 градусов. Отклонение угла загиба вилочного захвата в сторону уменьшения не должно препятствовать зацепке тары, безопасному подъему и перемещению тары и расположенного в ней груза;
  • уменьшении длины (диаметра, радиуса) рабочей части захватывающего (поворотного) устройства (замка) в результате износа более чем на 3%.

3. Браковка чалочных и поворотных крюков СГП производится при:

  • отсутствии маркировки, выполненной методом штамповки или клеймения и содержащей товарный знак изготовителя и условное обозначение по системе, принятой изготовителем;
  • износе более 10% первоначальной высоты вертикального сечения зева крюка;
  • наличии трещин, надрывов, волосовин и закатов на поверхности;
  • отгибе рога (носика) крюка, сопровождающемся увеличением начального проходного размера зева более чем на 5% либо при скручивании носика более чем на 10 мм;
  • применения при ремонте крюков сварки;
  • применения наплавки, выполненной без соблюдения требований технологической документации, разработанной специализированной организацией с учетом конструкции изделия;
  • отсутствии предохранительного замка;
    Примечание - В обоснованных случаях применяемые в металлургии, при использовании безлюдных технологий в условиях интенсивного теплового излучения, крюки СГП могут не снабжаться предохранительным замком. Исключение также составляют специальные крюки.
  • невозврате предохранительного замка под действием собственной массы или пружины (в зависимости от конструкции замка).

4. Браковка поворотных крюков в сборе с траверсой (корпусом поворотного крюка) и гайкой производится при:

  • отсутствии свободного вращения крюка (от руки);
  • отсутствии стопорной планки, элементов ее крепления, а также при ослаблении резьбовых соединений;
  • отсутствии смазки, наличии скрипа;
  • наличии (осевого люфта зазора) между буртиком крюка и траверсой более 1-4,5 мм для крюков грузоподъемностью 0,5-10 т соответственно (вследствие нарушения посадки подшипника и удлинения шейки крюка). В общем случае величина люфта должна находиться в интервале 0,25-0,75 шага резьбы хвостовика;
  • износе шейки траверсы и уменьшении диаметра шейки крюка более 3% номинального диаметра;
  • отсутствии или износе оседержателей или платиков, фиксирующих концы траверсы и удерживающие ее от осевого перемещения;

5. Браковка канатных блоков производится при:

  • наличии трещин;
  • наличии сколов реборд на длине и глубиной превышающих величину, равную 50% диаметра каната;
  • износе ручья блока на значение, превышающее 20% диаметра каната;
  • износе реборды более 30% толщины реборды (на половине высоты реборды);
  • образовании отпечатков прядей каната на поверхности ручья;
  • затруднении вращения блоков (невозможность проворачивания от руки при отсутствии на них нагрузок).

6. Браковка крепежных изделий (болты, шпильки, гайки) и детали, имеющие резьбу производится при:

  • изношена (включая коррозионный износ) или вытянута резьба;
  • уменьшение площади сечения болтов более чем на 5% от проектного, вследствие износа (механического, коррозионного);
  • трещины или сколы стержня болтов, шпилек и поверхностей деталей с резьбой;
  • срыв ниток резьбы в количестве более двух. На рабочем участке резьбового соединения болта, шпильки и на гайке срыв ниток резьбы не допускается;
  • повреждения гаек или головок болтов, затрудняющие применение стандартных ключей (смятые, срубленные или скрученные углы).
  • При проверке болтовых соединений контролируется выступ концов болтов над гайкой, определяемый числом витков резьбы, которых должно быть не менее двух.

7. Браковка шарнирных соединений производится при:

  • отсутствие предусмотренных конструкцией оседержателей (стопорных планок, платиков и т.п.);
  • ослабление крепления оседержателей или износ их кромок;
  • выработка отверстий под оси (пальцы) более предельных значений;
  • износ осей (пальцев) в сопряжении с отверстиями, втулками, коушами и другими элементами грузозахватных приспособлений, за исключением грейферов, более 3% номинального диаметра;
  • трещины на втулках;
  • отсутствие или пересыхание смазки в смазочных полостях, зазорах и каналах.